Все, что вы хотели знать о копирайтинге, но стеснялись спросить

Эксперт Алексей Александров

Г

де лучше всего общаться с заказчиками? Что делать, если прислали статью на доработку? А не стыдно ли просить предоплату? Наш сегодняшний эксперт - Алексей Александров, автор блога “Текстерра”, администратор сообщества «Подслушано | Копирайтинг» в ВК, взял интервью у шести успешных авторов, которые вышли в свободное плавание, работают на себя и получают вкусные заказы. После прочтения статьи вы получите шесть готовых схем взаимодействия с заказчиками. Это опыт наших коллег, накопленный после тысяч текстов, сотен брифов, десятков встреч и переговоров по «Скайпу».

Кому будет полезной эта статья?

  • «Биржевикам», мечтающим покинуть родные чертоги, развиваться и иметь серьёзные заработки.
  • Вышедшим в свободное плавание копирайтерам, которым нужна чёткая инструкция по работе не со сферическими конями в вакууме (уж простите), а с живыми людьми.
  • Тем, кто не первый год в профессии, но желает подсмотреть у товарищей методики работы.

Своим опытом поделились:

Тамара Герасимович

Тамара Герасимович

«Копирайтер. Пишу тексты для сайтов, блогов. Анализирую целевую аудиторию, составляю план текста, ищу убедительные примеры, исследования, добавляю картинки»

Павел Молянов

Павел Молянов

«Редактор. Пишу тексты сам, редактирую за командой авторов, подбираю новых авторов для клиентских проектов. Чаще всего пишу для блогов агентств интернет-маркетинга»

Наталья Фейн

Наталья Фейн

«Копирайтер, интернет-маркетолог»

Екатерина Кушнир

Екатерина Кушнир

«Пишу коммерческие тексты и статьи в блоги»

Алексей Офицеров

Алексей Офицеров

«Копирайтинг, SMM, маркетинг – пишу тексты, рисую макеты, делаю контент»

Олег Девятка

Олег Девятка

«Копирайтинг, контент-маркетинг. Пишу тексты, подготавливаю картинки и публикую всё это дело на сайтах»

Я попросил коллег ответить на шесть вопросов:

  1. Как идут переговоры с клиентами?
  2. Как фиксируется информация от клиентов?
  3. Как вы распределяете время на выполнение проекта?
  4. Как идет работа над проектом, где есть цепочка ЛПР?
  5. Ваша ценовая политика
  6. Ваше отношение к маленьким доработкам и критическим изменениям в проекте

Ребята ответственно подошли к просьбе – за три часа я получил от всех ответы. Теперь и вы прочтите, как они строят работу с клиентами.

1. Как идут переговоры с клиентами?

Тамара Герасимович:

— На первом месте – соцсети. На втором – почта. Затем беседы по «Скайпу». Личных встреч – одна-две всего.

На первом месте – соцсети. На втором – почта. Затем беседы по «Скайпу».

На первом месте – соцсети. На втором – почта. Затем беседы по «Скайпу».

Павел Молянов:

— Сначала переписка – понять, что именно нужно, интересно ли мне, могу ли я помочь. Дальше выясняем детали либо по переписке, либо созваниваемся в «Скайпе». Если клиент из моего города — встречаемся лично. В последнее время созваниваюсь почти по всем проектам. Так проще и быстрее понять, что надо человеку. Общаемся в почте, в соцсетях, «Телеграме», «Скайпе» — где клиент напишет. В почте всегда предлагаю перейти в «Телеграм», потому что ненавижу почту.

Наталья Фейн:

— «Вотсап», почта, «Скайп».

Екатерина Кушнир:

— С клиентами чаще общаюсь письменно – лучше воспринимаю информацию, и все договоренности остаются «на бумаге». При необходимости общаюсь по телефону и через мессенджеры («Скайп», «Вотсап» и т.д.). Могу приехать на личную встречу, но только если проект обещает быть интересным и прибыльным. В других случаях мне не выгодно тратить целый день на поездку.

Алексей Офицеров:

— Переписка в чатах соцсетей, реже «Скайп», телефон или личная встреча. Хотя, скажу сразу, личное общение имеет преимущество над интернетом.

Олег Девятка:

— Чаще всего это переписка в ВК, e-mail или в «Телеграме». Бывает, общаемся в «Скайпе». Были личные встречи. Один раз даже в другой город пригласили.

2. Как фиксируется информация от клиентов?

Тамара Герасимович:

— Если в соцсетях, то никак. Копирую в документ перед началом работы основные выдержки. А если голосом, то записываю на диктофон.

Павел Молянов:

— Все звонки в «Скайпе» записываю. Всю информацию по проекту прикрепляю к карточке в «Трелло». Если нужно что-то систематизировать –  закидываю в “Гугл Документы” и прикрепляю к «Трелло». Для больших проектов создаю отдельную доску в «Трелло».

Наталья Фейн:

— «Скайп – запись разговора, «Вотсап» – конспект от руки в блокноте, почта – текстовый документ.

Екатерина Кушнир:

— Google Docs, в переписке сохраняется, запись с экрана, что-то записываю в блокнот.

Алексей Офицеров:

— Бриф в «Гугл формах», бумажные блокноты (куда без них, если ты консерватор).

Олег Девятка:

— Через программу Nimbus Note. Она у меня синхронизирована со всеми устройствами. Могу достать инфу откуда угодно и засунуть ее в «Нимбус» хоть со смартфона, хоть с ПК, хоть с планшета.

3. Как вы распределяете время на выполнение проекта?

Тамара Герасимович:

  1. Узнаю, зачем нужна статья и кто будет ее читать.
  2. Определяю основные пункты, факты, структуру.
  3. Набираю информацию.
  4. Корректирую план.
  5. Добавляю картинки.
  6. Вычитываю. Больше всего времени тратится на сбор информации, поиск исследований по теме.

Например, я могу 2-3 дня делать заметки, наброски и искать информацию, а написать статью за день.

Павел Молянов:

  1. Обсуждение задачи → понимание, буду ли я этим заниматься.
  2. Детальное обсуждение.
  3. Сбор информацию.
  4. Работа над проектом.
  5. Согласование с клиентом.

Если я привлекаю автора – то 3 и 4 пункты делает он. А я проверяю, редактирую, пишу комментарии, что надо поправить.

Качественные текст пишутся только после большой предварительной работы

Качественные текст пишутся только после большой предварительной работы

Наталья Фейн:

  1. Связь с клиентом. Он рассказывает о проекте.
  2. Анализирую информацию, ищу по интернету дополнительную, обязательно смотрю исследования, захожу на форумы и в профильные сообщества, где обитает его целевая аудитория.
  3. Связь с клиентом. Он добавляет подробности по моим вопросам.
  4. Пишу пилотный текст, отправляю.
  5. Связь с клиентом. Он отмечает, что так, что не так в моем тексте.
  6. Связь с клиентом.
  7. В общем, связываемся столько раз, пока не получится тот вариант, который нужен.

Екатерина Кушнир:

— Первый этап – обсуждение условий и получение информации от клиента, чаще в виде брифа. Второй этап — выполнение работы. Третий этап – согласование. Четвертый этап – получение обратной связи. Не всегда, но обычно я стараюсь узнать результат работы и получить отзыв.

Алексей Офицеров:

  1. Получаем информацию о задаче путем брифования клиента. Уточняем текущую ситуацию клиента. Задаем вопросы по выявлению ЦА. Цель: узнать, кому продавать, соответствует ли продукт рынку и т.д. Узнаем информацию о продукте: сильные и слабые стороны.
  2. Затем узнаем, как работали до этого, какие каналы трафика использовали, какие инструменты рекламы использовали, что получилось. Уточняем, каких показателей хочет достичь клиент.
  3. Оцениваем качество площадки для приема трафика. Если качество не очень – предлагаем решения для доработки.
  4. Затем генерируем идеи и предлагаем способы их внедрения. Тестируем решения и выдаем клиенту отчет. Если всё огонь, то работаем дальше. Если не огонь, то перерабатываем идеи или придумываем новые.
  5. Забыл упомянуть про анализ конкурентов. Смотрим на их фишки, сервис и УТП – воруем и внедряем. Только всё красиво чтобы.
  6. Ну и на самом деле все предыдущие пять пунктов – это для слабаков. Настоящие ковбои берут предоплату и выключают телефон.

Олег Девятка:

— Да никак. Есть работа — делаю. Нет работы — отдыхаю. Все просто.

4. Как идет работа над проектом, где есть цепочка ЛПР?

Для тех, кто не в курсе, ЛПР – это лица, принимающие решения (бабушка генерального директора или сестра брата дяди его жены – едкое примечание автора статьи).

Тамара Герасимович:

— Мало таких. Обычно работаю с конечным заказчиком, но в некоторых проектах есть и корректоры, и редакторы, и заказчики, и маркетологи — в общем, бывает, что тексты смотрят несколько людей. Делают правки в «Гуглдоке», я правлю – на этом всё.

Павел Молянов:

— Точно так же, как и с одним ЛПР. Ничего особо не меняется, только времени больше уходит. Чуваки проверяют работу все вместе, каждый пишет свои комменты, я на них отвечаю.

Наталья Фейн:

— Точно так же, как и в варианте с одним заказчиком, только время увеличивается как минимум в два раза.

Екатерина Кушнир:

— В таких проектах дольше длится согласование текста. И дольше поступает нужная информация от клиента. В результате проект растягивается надолго. Отрицательный опыт по таким проектам у меня был один раз. Когда ТЗ составлял один человек, а текст принимал другой. Соответственно, требования у них были разные – принимающий ТЗ даже не видел. В итоге я очень много времени потратила на разрешение противоречий.

Алексей Офицеров:

— Обычно меня приглашают в общие чаты, и там я пытаюсь достучаться до мистера главного ЛПР. Вообще, если кто не в курсе, цепочка примерно в 90% случаев лишает тебя дополнительных денег, плюс создает «непонятки» в общении – испорченный телефон. Но иногда бывает так, что весь гнев заказчика принимает на себя ближайшее звено, а ты такой не при делах вроде бы. Если делать качественно, то и гнева не будет, поэтому хорошего в цепочках ЛПР практически нет. Бывает, конечно, что лучше передать общение и продажи менеджеру, потому как креативный отдел может хреново пообщаться с клиентом. Ну, как-то так. Чем меньше людей тебе приходится убеждать в правильности идеи, тем быстрее идет работа.

Олег Девятка:

  1. Общение с клиентом.
  2. Сбор инфы (тут надо замучить клиента до полусмерти — выдавить из него максимум).
  3. Получение предоплаты.
  4. Работа.
  5. Первый показ.
  6. Корректировки.
  7. Финалочка.

5. Ваша ценовая политика

Тамара Герасимович:

— Отхожу от работы по символам. Слишком много предварительной работы проводится, чтобы считать по ним. Ну, или завышаю, если просят. Например, рассчитываю получить на выходе текст в 4-5 килознаков и 2-4 тысячи за статью, то пишу – 500 р. за кило. Скидки делаю в двух случаях – если срочно нужны деньги и боюсь, что клиент уйдет или если знакомым, от которых пришел клиент, я писала дешевле. По предоплате не работаю – психологически неудобно, теряется ощущение свободы и полета мысли. Но были 2 случая, которые показали, что предоплата важна. Поэтому буду стараться переходить на нее, хотя бы на 50%.

Павел Молянов:

— Работаю по 100 % предоплате. Скидку могу сделать, если чуваки не тянут мою цену, а проект мне очень понравился. Никогда не называю цену до того, как разберусь в задаче. У меня нет такого, что лендинг стоит столько-то, текст на главную столько-то. Сначала я слушаю клиента, задаю много вопросов, понимаю, что и зачем надо сделать. И только потом могу прикинуть, сколько моего времени на это уйдет. Из этого и рассчитываю цену.

Никогда не называю цену до того, как разберусь в задаче.

Никогда не называю цену до того, как разберусь в задаче.

Наталья Фейн:

— Зависит от проекта. Но средняя цена за ключевые тексты – 5000 рублей, прототип лендинга – 5000-7000 рублей. Предоплата – всегда 100%. Скидку могу сделать, наверное, но по обстоятельствам.

Екатерина Кушнир:

— Работаю только по полной предоплате. На больших проектах дроблю ее по этапам – оплатили один, я сделала, оплатили следующий. Скидок не делаю, так как работаю сама, никому не передаю заказы, и мне не выгодно делать ту же работу за такое же время, но с меньшей оплатой. Стоимость считаю индивидуально за проект или за разные работы в рамках проекта с учетом сложности.

Алексей Офицеров:

— Время – деньги. Если на работу требуется много времени, то она стоит дороже и неважно, насколько она сложная или легкая. Всех призываю работать по предоплате! Когда человек получает возможность не платить – он не платит. И чем больше времени проходит, тем меньше он хочет платить. Предоплата, чува-а-а-к!

Олег Девятка:

— Если проект мне интересен, то я всегда поставлю цену меньше, и приоритет проекта будет выше. То, что мне сложно, долго и неинтересно, будет стоить дорого, а делаться долго. Есть у меня скидка дня. Ее размер регулируется числом на календаре. Например, сегодня 15 апреля — значит, скидка будет 15%.

6. Ваше отношение к маленьким доработкам и критическим изменениям в проекте

Тамара Герасимович:

— Каждая правка — словно нож в самое сердце. И хоть пишут, что критикуют не человека, а работу, для меня это неотделимо. Я себя ругаю сразу, что не предусмотрела, не подумала всесторонне, не догадалась. Если в проекте есть кардинальные изменения и нужно все переписывать, я перепишу, только цену накину чуток, наверное. Не могу я отстаивать свою правоту и говорить: «Я вам 5 текстов написала и не виновата, что вы решили структуру сайта изменить». Некоторое количество правок нужно делать бесплатно. Точнее, не так. Орфография, пунктуация, стилистика – это бесплатно, это мой косяк. А изменения в структуре, введение, другие примеры – тут надо разграничивать: или человек передумал направление статьи, или я не угадала с концепцией.

Павел Молянов:

— Нормально отношусь. Клиент комментирует, я объясняю, почему сделал именно так. Или он меня убеждает поменять, или я его убеждаю оставить. Денег я за это не беру – это часть моей работы. Я допиливаю текст, пока всех все не устроит. Вкладываю время на согласование и доработку в свой график.

Наталья Фейн:

— Доработки мелкие — нормально, без них никак. Обычно хватает 2-3 правок, но, если надо, буду править и большее количество раз. Бесплатно. Критические – за отдельную плату, потому что это новая работа, новый анализ и все такое.

Екатерина Кушнир:

— Все доработки вношу бесплатно до результата, устраивающего заказчика. Критические изменения воспринимаю спокойно, но дополнительная работа, не оговоренная заранее, оплачивается отдельно.

Алексей Офицеров:

— Нормальное. Хотя всё зависит от настроения и человека, которому эти доработки требуются.

Олег Девятка:

— Как говорил герой романов Артура Конан Дойля: «Мелочи важны». Я согласен с этим, несмотря на то, что иногда это доходит до маразма.

Заключение

Если обобщить полученную информацию, получается экспресс-руководство:

1. Используйте «Скайп» для общения с клиентами. Вы слышите и видите друг друга – работа идёт быстрее, чем в переписке по электронной почте. Стесняетесь общаться голосом? Переписывайтесь во «ВКонтакте» или Facebook, используйте мессенджеры!

2. Записывайте все переговоры с клиентом на видео, в «Ворд» или бумажный блокнот. Сэкономите себе кучу времени на понимание задачи, а также нервы и деньги.

3. Качественные тексты пишутся только после большой предварительной работы:

  • знакомство с клиентом;
  • получения от него исходных данных;
  • поиск информации в сети;
  • анализ целевой аудитории и конкурентов;
  • подготовка первоначальной версии материала;
  • согласование и правки;
  • работа с правками и финальное согласование.

4. Если работаете с несколькими людьми, которые принимают решения, будьте готовы, что ваши тексты будут проверять разные (и не всегда компетентные) специалисты. Время на выполнение проекта и его согласование увеличивается минимум в два раза.

5. Всегда работайте по предоплате: можно 50%, но лучше 100%. Давать или не давать скидки – решайте сами!

6. Правки по текстам – норма профессиональной жизни и ваша святая обязанность. Серьезные доработки – это ваше время, поэтому делайте их только за дополнительную плату.

Страница Алексея Александрова во “ВКонтакте”.

Блог Алексея

Подпишись на новые статьи

Один раз в неделю мы присылаем подборку из лучших статей, чтобы вы получили всё самое интересное в свой почтовый ящик